Джон Майатт — художник, живописец, его можно было бы так назвать, если бы не одно но… Он занимается подделками.
Еще недавно он сидел в тюрьме за… подделку произведений знаменитых мастеров живописи! Скотленд-Ярд считает, что Джон совершил крупнейшую аферу XX века в области изобразительного искусства. Знатоки называют Майатта самым талантливым фальсификатором в мире. А бывшие сокамерники по тюрьме в Брикстоне окрестили его просто — Пикассо (других художников они просто не знали).
Эта криминальная история со счастливым концом началась в 1983 году. Джон Майатт, учитель рисования, остался с двумя маленькими детьми. Небольшого жалования не хватало. Он брался за любую работу — ничего не помогало. Тогда Джон дал объявление в газету, предложив «идеальные копии мировых шедевров за 150 и 200 фунтов стерлингов».
Некоторое время спустя ему позвонил мужчина, назвавшийся профессором Дрю. Он заявил, что является крупным специалистом в области ядерной физики, поэтому в некотором смысле ограничен в свободе передвижения, и попросил Джона не удивляться тому, что они не смогут пока познакомиться лично.
Майатта это не смутило: ведь профессор заказал сразу несколько работ. На протяжении последующих двух лет Дрю купил у учителя рисования 14 копий. Джон был счастлив!
За семь лет Майатт написал 180 картин, и все они, пройдя соответствующую экспертизу высококлассных экспертов, были признаны оригиналами Пикассо, Шагала, Ван Гога, Матисса, Ренуара и других, и проданы на аукционах Кристи и Филипс в Лондоне, а также в Париже и Нью-Йорке.
В 1995 году Майатта арестовали. Он согласился сотрудничать с полицией. Удалось проследить большую часть его подделок. Однако на сегодняшний день в чьих-то коллекциях еще хранятся картины, написанных Джоном по заказу профессора Дрю. Их владельцы даже не догадываются, что купили на аукционе подделки!
Скотленд-Ярд считает, что общая сумма, которую мошенники получили в итоге, превышает 10 миллионов фунтов стерлингов (20 миллионов долларов). Правда, Дрю забирал львиную долю.
Суд смилостивился над талантливым фальсификатором. Учтя помощь, которую Джон оказал следствию, его приговорили к году тюремного заключения. Отсидел он и того меньше — четыре месяца.
Вся администрация Брикстона ходатайствовала о его досрочном освобождении: он написал портреты начальника и половины охранников. Не отставали и заключенные. Они меняли телефонные карточки на рисунки Джона, которому хотелось чаще разговаривать со своими детьми.
Выйдя на свободу, он поклялся, что больше никогда не возьмет в руки кисти и краски. Тем не менее, даже такой «талант» оказался востребованным.
«После того как я вышел из тюрьмы, — рассказывает Джон Майатт, — ко мне пришел полицейский из Скотленд-ярда (тот самый, который арестовывал) и сказал: «А нарисуй-ка и мне Моне». А потом прокурор: «Мне Сезанна»».
И тогда инспектор полиции уговорил талантливого художника заняться любимым делом. И в итоге художник вернулся к своему старому занятию, но теперь уже в легальном статусе. Теперь Майатт честно ставит рядом с подписями признанных мастеров, в чьем стиле он пишет, — собственную.
Он создал компанию Genuine Fakes Ltd. («Подлинные подделки») и с тех пор на вполне законных основаниях организует выставки-продажи своих работ, зарабатывая тем самым себе и своим детям на жизнь. Оказалось, что многие люди готовы платить Майатту за его творчество пятизначные суммы. Майатт женился во второй раз. Стал набожным. По воскресеньям посещает церковь, в которой играет на органе. У него уже пятеро детей.
По словам Майата, его работы не только повторяют знаменитые творения Поля Гогена, Амедео Модильяни или Альберто Джакометти, но и носят черты его собственного стиля. Однако если заказчик желает, он может создать и абсолютную копию.
В настоящее время Джон Майатт официально продает подделки, разница между оригинальными картинами и копиями — это подпись художника на обороте и надпись «Подделка». Некоторые коллекционеры проводили эксперимент: вывешили рядом две картины и просили гостей определить, где оригинал. Пока никто не смог найти отличие между полотнами.
В интервью британской газете «Индепендент» Джон слегка приоткрыл секреты того, как он работает, как ему удается столь точно передавать чужой стиль, чужую технику.
«Я прихожу в музей и внимательно изучаю картину, которую затем хочу использовать. Не делаю при этом никаких зарисовок, пометок. Раньше было нельзя: мог вызвать подозрения. Теперь уже нет необходимости. Минут 20, я словно гипнотизирую полотно. Потом еду домой и приступаю к работе. Всё!
Картина у меня в голове, словно файл в памяти компьютера… Кроме этого, изучаю биографию художника. Мне важно знать все. Я словно воскрешаю тех, кто дарил ему вдохновение. Сейчас, кажется, что время позволяет мне писать новые главы в жизни знаменитых мастеров…»
Джон Майатт.
Вот такая история художника Джона Майата, в результате которой обнаружилось, что торговать «настоящими подделками» намного выгоднее, чем выдавать их за подлинники.
Одновременно Майатт уверяется, — около тридцати процентов того, что выставляется сегодня в галереях современного искусства, — подделки. Он исходит из того, что более 120-ти его картин, написанных еще в криминальный период, до сих пор не найдены, и находятся в самых известных коллекциях мира, в том числе и российских.
Источник: Сайт «John Myatt»
+ интернет
Гений фальсификации
|