В 1961 году итальянский художник Пьеро Мандзони продал необычные произведения искусства. Он заявил, что собрал собственные фекалии, и расфасовал их в 90 баночек, написав на каждой: «100%-ое натуральное дерьмо художника». При этом Мандзони установил цену каждой баночки эквивалентно цене золота той же массы, и все экземпляры были проданы.
Сам он объяснял это так: «Я привлекаю внимание к доверчивости покупателей художественных произведений».
Выяснилось, что коллекционеры и галереи, приобретавшие эти банки по высоким ценам – в том числе галерея Тейт – были еще доверчивее, чем можно было предположить. Дело в том, что вместо фекалий в банках оказался гипс.
На банке в собрании галереи Тейт, приобретенной в 2000 году за 22300 фунтов, имеется этикетка «Merda d’Artista» («Дерьмо художника»), 1961. В каталоге галереи эта работа названа произведением, знаменующем новую веху в искусстве. Банка из галереи Тейт идет под 4-м номером в партии из 90 банок, созданных Манцони. Считалось, что в каждой банке находится 30 граммов экскрементов художника. В мае этого года на аукционе в Милане банка номер 18 ушла за 124 тыс. евро (84 тыс. фунтов).
Однако Агостино Боналуми – художник, работавший вместе с Манцони, – поделился с миром своими воспоминаниями. Он поведал, как они втроем – сам Боналуми, Манцони и еще один молодой художник Энрико Кастельяни восстали против традиционного искусства, но обнаружили, что в Милане их идеи никого не интересуют.
«Пьеро сказал: «Всем этим миланским буржуазным свиньям нравится только дерьмо», – написал Боналуми в Corriere della Sera. По его словам, вскоре Манцони позвал его и Кастельяни к себе в мастерскую и показал банку с замененной этикеткой, на которой сам Манцони написал «Merda d’Artista».
Боналуми отметил: «С тех пор уже десятки лет многие люди спрашивают, а что на самом деле находится в банках». Ответ таков: «Я могу всех уверить, что в них ничего нет, кроме гипса. Если кто-то хочет проверить, пожалуйста».
Как-то Манцони выразил надежду на то, что банки когда-нибудь взорвутся, и есть сведения, что примерно половина партии действительно взорвалась. Но никто из владельцев не огласил, что содержалось в банках. Банки, хранящиеся в галерее Тейт, парижском музее Помпиду и Музее современного искусства в Нью-Йорке, целы и невредимы.
Представитель галереи Тейт заявил, что ценность находящейся там банки как произведения искусства не уменьшилась. «Умение заставить зрителя сомневаться и гадать – неотъемлемая часть провокативного юмора, заключенного в этой работе», – сказал он в интервью The Times.
В письме к другу незадолго до своей смерти (Манцони умер в 29 лет от последствий алкоголизма и наркомании) художник писал: «Если коллекционеры действительно хотят получить нечто, имеющее самое непосредственное отношение к интимной жизни художника, то, во что он действительно вложил свою личность, пусть берут собственное дерьмо художника. Оно действительно его, личное». Манцони родился в окрестностях Кремоны в 1933 году. Свои картины он писал флуоресцентной краской и хлоридом кобальта, чтобы со временем цвета менялись. Он также создавал «пневматические скульптуры», содержащие воздух, который он выдыхал.