В Дрезденской галерее — санитарный день. Картины отдыхают от посетителей и приводят себя в порядок. На снимке реставраторы галереи Адам Калиновский и Микаэль Швейгер чистят раму и стекло, закрывающее шедевр римского периода работы великого Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна» (ок. 1513 г).
Известно, что Рафаэль использовал в качестве натурщицы для образа мадонны свою возлюбленную Маргариту Лути Cьенсе, по прозвищу Булочница (La Fornarina), дочь пекаря из римского района Санта Доротея. Она же, по мнению большинства искусствоведов, изображена на двух других, более поздних, полотнах мастера: «Донна Велата» и «Портрет молодой женщины». Последняя работа интересна тем, что она одна из немногих, на которых есть подпись автора – на левой руке Маргариты, на ленте, латинскими буквами написано: «Рафаэль из Урбино».
Рафаэль на самом деле был очень влюблен в девушку. В одном из своих сонетов он написал о ней: «Я побежден, прикован к великому пламени, которое меня мучает и обессиливает. О, как я горю! Ни море, ни реки не могут потушить этот огонь, и все-таки я не могу обходиться без него, так как в своей страсти я до того счастлив, что, пламенея, хочу еще больше пламенеть». Тихого семейного счастья влюбленные так и не дождались. У Рафаэля была невеста, свадьбу из-за связи с Форнариной он откладывал из года в год, пока не умер. После смерти художника Форнарина постриглась в монахини.
Однако, результат пламенной любви Рафаэля остался в его полотнах, из которых «Сиксинская мадонна» — самое значительное. Уже несколько сотен лет мы имеем счастье наблюдать как из-за раздвинутого занавеса на облаке нам является небесное видение — дева Мария с младенцем на руках. Слева — римский папа Сикст II, причисленный к лику святых за принятие мученической смерти в 258 г. Папа просит Марию о заступничестве за всех, кто молится ей перед алтарем. Справа — застывшая в благоговении фигура святой великомученицы Варвары. Сзади, в золотой дымке едва различимы лица ангелов – они образуют общий фон картины. На ближнем плане два крылатых мальчугана смотрят на Марию – ангелы радуются её появлению, а их «домашние» позы придают всему полотну особую теплоту и человечность. Фантастическое, исполненное великой духовной силы творение и, одновременно, памятник любимой женщине. Так, наверное, и получаются шедевры в искусстве.
«Сикстинская Мадонна» была заказана Рафаэлю в 1512 году как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста в Пьяченце.