В разгар «ледникового периода» семейной жизни в сердце Пикассо случился пожар, продолжавшийся многие годы и тлевший до самой его смерти. В январе 1927 года в Галерее Лафайет Пикассо заметил в толпе юное создание, перевернувшее всю его жизнь. Как будто не было до сих пор страстей, потерь и семейных ссор. Остались позади угловатые линии кубизма и ломаные очертания портретов.
— Я Пикассо! Вы и я вместе совершим великие вещи, — с этих слов уже всемирно известного к тому времени художника началась новая жизнь Марии-Терезы Вальтер и самое яркое любовное приключение Пикассо.
В момент их знакомства Марии-Терезе было всего 17. Пикассо держал в тайне свою связь с несовершеннолетней девушкой, но полотна выдавали его с головой. На картинах Пикассо стали преобладать плавные линии, своей мягкостью напоминая еще по девичьи округлые черты Марии-Терезы. Самая знаменитая картина «периода Марии-Терезы» — «Обнаженная, зеленые листья и бюст», вошла в современную историю, как первое полотно, проданное с торгов дороже, чем за 100 миллионов долларов.
Особенно ярко отношение художника к молодой возлюбленной выражено на картинах, написанных в 1932 году: «Девушка перед зеркалом», «Обнаженная в кресле» — свидетельства чувств, которые мужчина испытывает не к спутнице жизни, но любимой и дорогой забаве.
Влюбившись в Пикассо, эта девушка готова была прощать ему всё: свое неустойчивое положение любовницы, его постоянные интрижки и похождения. Их отношения держались на ее покладистом, живом и веселом характере. В 1935 году у Марии-Терезы и Пабло родилась дочь Майя, которую Пикассо с удовольствием рисовал впоследствии.
Появление внебрачного ребенка стало финальной точкой в семейной жизни Пикассо: Ольга Хохлова уехала от мужа, прекратив с ним все контакты. Какими бы прохладными ни были отношения супругов в последние годы, с уходом Ольги Пикассо словно потерял часть света, озарявшего его творчество. Еще долгие годы его полотна будут лишены того эротизма, который искрится на картинах ранних и средних периодов.
Отношения Марии-Терезы Вальтер и Пикассо продлились намного дольше, чем продолжалась их любовная связь: охладев к возлюбленной Пабло, тем не менее, продолжал поддерживать ее материально. А для Марии-Терезы Пикассо стал любовью всей жизни. Даже утратив статус любовницы, она старалась поддерживать с ним отношения, втайне надеясь на то, что рано или поздно художник женится на ней. Этого не случилось. Спустя 4 года после смерти великого художника его бывшая возлюбленная повесилась в гараже у своего дома.